Аутплейстмент
Аутплейсмент (англ. outplacement) – консультации по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счет бывшего работодателя.

Аутплейсмент, как вид HR-консалтинга, оказывают кадровые и . Потребность в нем возникает в случаях реорганизации компании, необходимости сокращения персонала. Суть услуги сводится к тому, что компания вынуждена расстаться с компетентным и квалифицированным сотрудником, для которого в новых условиях нет места в компании. Аутплейсмент (или как еще называют Консультирование и Помощь в Развитии Карьеры) позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке и таким образом, кроме помощи в дальнейшем трудоустройстве, сохраняет позитивный имидж компании в глазах увольняемых сотрудников. Позитивный имидж оказывает влияние и на тех, кто продолжает работу в компании.

Услуга Аутплейсмента

Заказчиком этой услуги являются юридические лица, компании, коммерческие организации. При ликвидации какого-либо отдела, направления деятельности, изменении стратегии компании может возникнуть необходимость расстаться с частью сотрудников. Необходимость этого вызывает ряд проблем юридического и психологического порядка. Аутплейсмент НЕ касается юридической стороны вопроса.

Увольняемому сотруднику необходимо как минимум объявить об этом, объяснить причины. Так как увольнять приходиться успешных, добросовестных и квалифицированных людей, то это решение является неожиданным и вызывает негатив, злость, чувство несправедливости. Такие настроения повышают риски связанные с юридическими претензиями и судебными исками со стороны увольняемых сотрудников. Страдает имидж компании в глазах уволенных и тех, кто остается («сегодня они, а завтра мы»). Это влияет на репутацию компании на рынке труда. Плохая репутация компании создает дополнительные трудности в рекрутменте.

Решение возникших трудностей ложится на плечи HR-а компании, и они вынуждены делать эту работу. Как правило, это происходит в виде беседы с увольняемым сотрудником. HR-менеджер обсуждает дальнейшие возможности трудоустройства советует что дальше предпринять, рассылает резюме сотрудника по рекрутинговым компаниям и агентствам. Это отнимает много сил и времени. Экономия сил, времени HR-компании, снижение риска возникновения конфликтной ситуации, снижение риска возникновения юридических претензий делает востребованной услугу аутплейсмента.

Аутплейсмент – заблуждения
Заблуждение 1 Аутплейсмент это трудоустройство сокращаемых сотрудников. Такая позиция предполагает, что компания исполнитель берет на себя обязательно трудоустроить конкретного человека. В таком виде аутплейсмент существовать не может, так как трудоустройство это результат договоренности между работодателем и работником и третье лицо (консалтинговая компания) не имеет объективных рычагов влияния на принятие этого решения. Трудоустройство может не произойти, так как на рынке труда ограничено количество вакансий, сотрудник не подходит по личностным качествам, сотрудник обладает завышенными ожиданиями по зарплате или работодатели, пользуясь моментом, занижают ее.

Заблуждение 2 Аутплейсмент приводит к снижению финансовых затрат. Непосредственного снижения затрат связанных с увольнением нет. Главный выигрыш при использовании этой услуги репутационный. С сотрудниками расстаются «по-хорошему» и это снижает напряженность и отрицательные эмоции, позволяет перевести решение проблемы в рациональное русло. В конечном счете, это выгодно и работодателю и работнику.

Что конкретно может сделать консультант?
Дать рекомендации по организации процесса сокращения и принять участие в собрании, на котором будет объявлено об увольнении.
Провести беседы или семинары по способам поиска работы и трудоустройства.
Взять на себя общение с уволенными сотрудниками и избавить от этого отдел персонала компании (на определенный срок).
Используя ресурсы рекрутинговой компании, внешний консультант может представлять конкретного кандидата во все возможные конкурсы вакансий, рассылать его резюме.
Как известно в поиске нового места работы самое важное это активная жизненная позиция. Внешний консультант может взять на себя функцию помощи, поддержки, информирования, но не может трудоустроиться. Ходить на интервью и принимать решения должен сам кандидат.

Зачем нужен аутплейсмент компании?
Проведение аутплейсмента снижает риски. Трудовое законодательство в России устроено так, что при увольнении сотрудника часто остается риск того, что в суде компания может быть признана виновной в нарушении прав сотрудника. Это ведет к материальным компенсациям. Расставаясь «по-хорошему» компания снижает эти риски. Заказывая услугу аутплейсмента, компания проявляет заботу о своих сотрудниках. Уволенный сотрудник (особенно потенциально «сложный») передается на «попечение» сторонней организации. Если через 2-4-6 месяцев (на какой срок заключается договор) он/она не найдет себе работу, то его гнев (такова психология человека) будет направлен уже не на бывшего работодателя, а на консалтинговую компанию. (За это она получает свой гонорар.) Если же дело все-таки дойдет до суда, тот факт, что компания воспользовалась услугой аутплеймент, объективно свидетельствует о добросовестном и ответственном отношении к своим бывшим сотрудникам.

Зачем нужен аутплейсмент увольняемому сотруднику?
Обычный человек нечасто занимается активным поиском работы и может не знать всех подробностей и деталей. Как и во всякой работе здесь есть свои приемы, методы, которые известны рекрутерам, HR-менеджерам. В рамках услуги аутплеймент человеку оказывают информационную, консультационную и человеческую поддержку. Сейчас в Интернете можно найти все – советы по составлению резюме, прохождению интервью, стратегии и тактики поиска работы, информацию о конкретных компаниях и вакансиях. Но профессия рекрутера и консультанта не исчезает, потому что помощь специалиста будет быстрее, точнее и эффективнее. И конечно консультант, который является специалистом в своей области может высказать свое экспертное мнение о конкретном предложении. Рекрутер, который целыми днями следит какие вакансии появляются, может оперативно рассылать резюме по компаниям.